Основания для развода законы хаммурапи



Основания для развода законы хаммурапи

О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»


ПРАВО О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи К.В. Карпенко В статье представлен анализ семейных отношений в древнем Вавилоне в соответствии с законами Хаммурапи.

Автор подробно останавливается на особенностях отдельных правовых институтов семейного права аморитов и приходит к выводу о значительной развитости семейного быта в древнем Двуречье. Семья в Кодексе Хаммурапи является основой не только хозяйственной, материальной мощи государства, но и его политической стабильности и безопасности. Права и обязанности супругов не равны, но они вместе, хотя и каждый по-своему, участвуют в достижении главной цели супружеского союза -рождения и воспитания детей.

Брак представляет собой один из важнейших социальных и правовых институтов в современном мире.

Он является основой семьи, обеспечивает законность межличностных отношений и укрепляет исконные представления людей о правильном общественном устройстве. Брак как супружеский союз налагает на человека существенные обязанности, дисциплинирует его волю, подчиняет его потребности разуму и порождает чувство ответственности перед ближними людьми.

И, наконец, только брак способен обеспечить полноценное и всестороннее становление личности, давая возможность подрастающему поколению воспринять вечные ценности добра и справедливости. В то же время брак, пожалуй, является и самым загадочным правовым институтом. Достаточно сказать, что в современном законодательстве, как российском, так и зарубежном, отсутствует четкое и ясное определение сущности брака1.

Это, в свою очередь, породило различные взгляды на его природу.

В современной доктрине можно вы- делить три основных концепции супружеского союза: брак как статус, брак как договор и брак как социальное партнерство.

Для древнего же человека подобной проблемы не возникало. Свойственный ему синкретизм мышления заставлял его воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события в первоначальном, то есть беспредпосылочном суждении.

Он был убежден в правильности установленного порядка вещей и не стремился его менять.

Юридические статьи

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195).

Содержание данных норм позволяет выявить типические черты института семьи в Вавилоне, проанализировать положения о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определить правовой статус мужа, жены, детей.

Типические черты института семьи в Вавилоне.

Отношения в семье были патриархальными.Статус женщин был не намного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так.

Мужу не запрещалось иметь наложниц. В качестве наложниц выступали рабыни.

Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими(170).

Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену.

Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148).Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

Условия и порядок заключения брака. Браком считались только те отношения между мужчиной и женщиной, которые основаны на договоре.

Договор заключался между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак (128):

«если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена»

. Вряд ли воля женщины на заключение брака учитывалась. Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты.

Семинар 1 ИГПЗС. Законы Хаммурапи

Мушкенум («склонившийся ниц»); Академик Струве считал, что мушкенумы – покоренное население, авилумы – те, кто завоевал местных жителей. Уголовно-правовая охрана личности авилумов сильнее, нежели мушкенумов.

Если авилум причиняет повреждение авилуму, следовательно, равное наказание. Если же то же против мушкенума, следовательно, штраф. Более суровое наказание для равноправных.

Но не все авилумы равнозначны по своему статусу. Были авилумы большие по происхождению. Гонорар врачу, умолачиваемый авилумом, больше, чем у мушкенума.Профессор Дьяконов не соглашается со Струве и отмечает, что термин «мушкенум» встречался еще до ассирийского завоевания.

Там, где законы Хаммурапи упоминают о дворце, там же упоминается и о мушекенумах и их имуществе.

Большая защита мушкенумов предусмотрена в законах Хаммурапи.

Мушкенумы – лица вне общины, связанные с царским хозяйством.

Имущество мушкенума упоминается рядом с имуществом дворца. Авилумы – общинники, не связанные с ведением царского хозяйства.

Таким образом, мы видим различные взгляды на положение свободных людей.Законы Хаммурапи упоминают корабельщиков, врачей, тамкаров (царских торговцев). Это и агенты и саббэ (ремесленники, торговцы, лица, связанные с рынком), и жрецы, и воины (редумы и баирумы). Частная собственность на землю не развита, так как трудиться нужно многим вместе, следовательно, коллективная собственность на землю в виде общинной формы, на которую приходилось 80% земли.Государственная (царская, дворцовая) собственность.

Храмовое хозяйство включается в систему дворцового хозяйства.

Это разновидность собственности государства.

18% земель находились в собственности царя. Не более 2% — частные земли. Верховный собственник всех земель – царь.

Следовательно, может рассчитывать на налоги, на часть доходов, которые получают иные собственники или владельцы земель.Царь, как собственник, имеет право на получение дохода, затем – община. Семья передает доходы общине. Община – царю. Каждый получает часть дохода.

Часть — у общины.

Источники римского права. Законы Хаммурапи

(Законы Сервия Туллия — фактически не дошли до наших дней).

Первоначально эти источники являлись партрицианскими.

Борьба плебеев за свои права, результатом которой стало принятие около 450 г. до н.э. первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (для этого была создана комиссия децемвиров).

Содержание Законов XII таблиц: положения о гражданском процессе (таблицы 1, 2); процесс против несостоятельного должника (таблица 3); положения об отцовской власти (таблица 4); опека, наследование, собственность (таблицы 4, 5); обязательства из договоров и деликтов (таблицы 7, 8); публичное и сакральное право, уголовное право (таблицы 9, 10); различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями; решения народного собрания имеют силу закона) (таблицы 9-12). Наиболее характерные черты Законов XII таблиц: на место произвола магистратов ставился закон; строгий формализм правовых процедур и общения; процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства; казуистичность построения правовых норм и правил; суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена — это сильно уменьшало возможности самоуправства и кровной мести.

Принятие Законов XII таблиц ознаменовало собой отделение права от религиозных норм. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, в своем первоначальном виде не сохранились, и были реконструированы в XVI-XVII вв.

на основе фрагментов сочинений более поздних римских юристов. По своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права, но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов была отходом от принципа талиона); были несовершенны, изложены в стихотворной форме в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Рекомендуем прочесть:  Как посадить насильника

Со времени принятия Законов XII таблиц, другим важным источником цивильного права становятся писаные законы.

4. Обязательственное право в Законах Хаммурапи

Основаниями возникновения обязательств были договоры и деликты.

Наиболее распространенным основанием возникновения обязательств являлся договор. В Законах Хаммурапи упоминаются различные договоры: купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищества, что свидетельствует о сравнительно развитом гражданском обороте.

Самым распространенным договором был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены. Договор мены — это договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Договор купли-продажи — это договор, в соответствии с которым одна сторона, продавец, обязуется передать товар другой стороне в собственность, а другая сторона, покупатель, обязуется уплатить за это продавцу обусловленную денежную сумму. Предметом договора купли-продажи могли быть как движимые вещи — зерно, скот, рабы, так и недвижимые — поля, сады, дома. Для действительности договора купли-продажи было необходимо соблюдение трех условий: 1.

Отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота.

Например, было изъято из оборота имущество воинов «илку». 2. Продавец должен быть собственником вещи.

Для защиты от эвикции вещи — истребования вещи виндикационным иском третьим лицом — невладеющим собственником у покупателя устанавливалась уголовная ответственность.

Когда после покупки обнаруживался человек, заявивший, что он является действительным собственником проданной вещи, покупатель должен был обеспечить явку в суд продавца и свидетелей. Если те не являлись, суд признавал покупателя вором и присуждал его к смертной казни. Если же суд приходил к выводу о законности договора и об отсутствии вины покупателя, смертной казни подлежал продавец, поскольку он признавался вором.

Если, наконец, не находилось свидетелей у человека, заявившего о своём праве собственности на проданную вещь, он также подвергался смертной казни за злостную клевету, возведенную на участников договора. 3. Договор должен был заключаться при свидетелях, чтобы последние в случае необходимости могли подтвердить его законность.

Текст сборника законов Хаммурапи в переводе

 Законы ХаммурапиТураев Б.

А. «Когда великий Ану,[53] царь ануннаков,[54] (и) Энлиль,[55] владыка небес и земли, определяющий судьбы земли, вручили Мардуку,[56] перво(родно)му сыну Эа,[57] господство над всеми людьми и возвеличили его среди игигов,[58] (когда) они назвали Вавилон его великим именем, сделали его могущественным среди стран вселенной и основали (в) нем вечное царство, основы которого прочны подобно небесам и земле, тогда Ану и Энлиль призвали меня,[59] Хаммурапи, славного, богобоязненного князя, дли водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я, подобно Шамашу,[60] восходил над черноголовыми[61] и освещал страну, для благосостояния народа.Я, Хаммурапи – пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур,[62] могучий царь, восстановивший Эриду, очистивший Э-Апсу, покоритель четырех стран вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, (все) свои дни ходивший (на поклонение) в Э-Саггиль, царственный отпрыск, созданный Сином,[63] обогативший Ур, смиренный богомолец,[64] снабжающий изобилием Кишширгал.Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, укрепивший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвеличивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помиловавший Ларсу,[65] возобновивший Баббар для Шамаша, своего помощника, владыка, давший жизнь Эреху,[66] в изобилии снабдивший водою его жителей, возвысивший Э-Анна, изливший богатство на Ану и Иннанну, защитник страны, собравший воедино рассеянных жителей Исина,[67] изливший богатство на Э-Галмах.Полновластный царь царей, брать бога Замамы,[68] укрепивший жилища города Киш, окруживший блеском Э-Метегуту, сделавший прочными великие святилища Иннанны, заботящийся об Э-Харсагкалам, твердыне против врагов,[69] тот, чьи желания исполнил Нергал,[70] его соучастник, укрепивший город Кута, снабдивший всем Э-Мишлам, сильный телец, ниспровергающий врагов, любимец Туту,[71] возвеселивший Борсиппу, высокий, непрестанно пекущийся о Э-Зида.

Брачно-семейное право вавилонского царя Хаммурапи

Основная статья — В Вавилоне брак считался действительным, если скреплялся письменным договором.

Без договора отношения не имели

юридической силы. Основным содержанием договора являлись: порядок его заключения, взаимоотношения супругов, родителей и детей, правовой режим семейного имущества. Допускались браки между свободными и рабами; дети в этих случаях признавались свободными.

Запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, а также между свойственниками (например, между мачехой и пасынком). Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты; они определяли и содержание договора. Жених вносил выкупную плату и свадебный подарок в семью невесты (компенсация за потерю работницы).

Приданое невесты, выделяемое отцом, передавалось жениху. В случае отказа сторон от заключения брака до официальной церемонии бракосочетания жених терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты и возвращал приданое, несостоявшийся тесть обязывался вернуть все полученное им в двойном размере.

О равноправии полов речи не было. Господствующее положение в семье занимал муж.

Он ведал хозяйственным обеспечением семьи. Власть над домочадцами, хотя и не беспредельна, но достаточно велика. В случае необходимости он мог продать жену и детей в рабство или отдать в долговую кабалу (на срок до трех лет).

Юридически закрепленная моногамная форма семьи в значительной степени была фикцией, поскольку сам законодатель допускал многоженство и половую свободу для мужчин.

При бездетности жены муж мог взять наложницу, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при непременном условии возврата ей приданого. Муж может жениться вторично, а первую жену оставить в доме как свою рабыню либо развестись с ней, если жена

«станет поступать безрассудно, разорять свой дом или пренебрегать своим мужем»

.

Наконец, муж вправе взять в дом вторую жену, если первую постигнет болезнь.

Если больная жена захочет вернуться в дом своего отца, препятствовать этому не следует, главное – не удерживать приданое.

§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Римская империя — важнейшая эпоха в истории Древнего Рима, когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н.

э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом, насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом, основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера.Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат. Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи.

В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав.

Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, и нам с вами в том числе, государи.

Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы, Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих

Эссе «Брак и семья по Кодексу Хаммурапи»

2 Значительная часть норм Закона Хаммурапи определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195).

Содержание данных норм позволяет выявить типические черты института семьи в Вавилоне, проанализировать положения о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определить правовой статус мужа, жены, детей. Типические черты института семьи в Вавилоне.

Отношения в семье были патриархальными. Статус женщин был ненамного выше положения домашних рабов.

Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176).

Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так.

Мужу не запрещалось иметь наложниц. В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими (170).

Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену.

Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148). Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).
Условия и порядок заключения брака.

Браком считались только те отношения между мужчиной и женщиной, которые основаны на договоре.

Договор заключался между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак (128):

«если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена»

. Вряд ли воля женщины на заключение брака учитывалась.

Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты. Фактически сторонами брачного договора были не жених и невеста, а жених с одной стороны и отец невесты — с другой.

Только отец мог отказать человеку в заключении брака с его дочерью (160).

Брачно-семейные отношения по закону Хаммурапи.

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне.

Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195).

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое.

В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям.

В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны.

Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни.

Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.). Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением.

В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. С точки зрения права вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она — собственность мужа.

С одной стороны замужняя женщина могла

Законы Хаммурапи (8)

По Законам Хаммурапи брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось.

Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7–8 лет.

Действовало правило: нет договора – нет брака и семьи.

«Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена»

(ст. 128). Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума.

Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками.

Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи. Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства.

Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст.

172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст.

142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает. [11] Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель.

Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137)

4. Регулирование брачно-семейных отношений в Законах Хаммурапи:

При ответе на этот вопрос студенту необходимо на основе анализа конкретных положений ЗХ выделить отличительные черты института брака и развода, норм, регулирующих отношения между членами семьи, обратив при этом особое внимание на то, что патриархальная зависимость в вавилонской семье ограничивалась при определенных условиях, касались ли эти условия права жены «на вступление в дом другого мужчины» (ст.

136) или привода в дом наложницы (главным образом при бесплодии жены и по ее выбору (ст. 144—147) и пр. Следует сосредоточиться и на характерных для ЗХ нормах о брачном договоре (ст.

155—158), об институте приданого (ст. 176—184), о законных основаниях на развод и его последствиях для разведенной жены (ст.

136—144) и др. Брак в Вавилоне, как уже говорилось, не носил ярко выраженного сословного характера. Здесь допускались смешанные браки свободных и рабов (о «либеральных» последствиях такого брака см. ст. 171, 175—176 и др.). Эти обстоятельства не перечеркивали широких прав мужчины, отца и мужа в семье, который часто выступал хозяином судьбы, судьей своей жены и детей (ст.

117, 129, 141), что проявлялось и в нормах наследственного права, непосредственно связанных с браком и семьей. ЗХ знали наследование и по закону (ст. 170—177) и своеобразную форму завещания — прижизненное дарение «записанного в документе» (ст.

171). Общее понимание преступления в отличие от частного правонарушения лишь складывалось в Вавилоне и трактовалось как опасное деяние, направленное против паря, храмов (что, как правило, отягощало наказание) либо против личности, собственности, семьи человека и т.

д. В конкретных нормах ЗХ о правонарушениях нашли отражение, правда не всегда последовательное, некоторые общие принципы уголовного права, такие как форма вины (ст. 206, 207), соучастие (ст. 16, 109), обстоятельства, отягчающие наказания (ст.

25), и др. При этом признавались и объективное вменение, и коллективная ответственность (ст.